≈жегодно почти кажда€ тюменска€ компани€ тратит на IT-сервисы пор€дка 40% своего бюджета. ќт закупки ноутбуков до внедрени€ CRM, новых программ и автоматизации — расходов с годами меньше не становитс€, ведь бизнес мало-помалу переходит «в цифру». ѕо этой причине многие сегодн€ предпочитают передавать все «компьютерные» процессы на аутсорсинг. Ќасколько это эффективно — разбираемс€ вместе с экспертами.

Ёкономика совместного потреблени€: не владение, а аренда

ƒо недавнего времени существовал стереотип о том, что облачные технологии — прерогатива крупных компаний, но сегодн€ IT-аутсорсингу довер€ют все больше руководителей малого бизнеса. ѕо данным TadAdviser, например, Cloud-сервисами пользуютс€ не менее половины российских компаний. » это не удивительно, ведь оптимизаци€ затрат — одна из важнейших задач дл€ любого предпринимател€.

— Ќайти профессионального и ло€льного администратора сегодн€ — задача не из легких, — говорит директор интернет-магазина ¬ладислав ≈вдокимов. — ј держать такого специалиста в штате — это значительные затраты, которые нам оказались непосильны. ѕо этой причине наша компани€ сделала выбор в пользу IT-аутсорсинга. Ѕлагодар€ внешнему сервисному обслуживанию мы уже год поддерживаем информационную систему, и € очень доволен результатами. Ќадеюсь, аутсорсинг в будущем и вовсе позволит нам забыть о проблемах в »“-сфере, ведь забот в бизнесе у нас и так хватает.

 ак показывает практика, такой подход оправдывает себ€ со всех сторон: обслуживание и эксплуатаци€ сетей наход€тс€ в руках профессионалов, а руководитель бизнеса может сосредоточитьс€ на профильных и актуальных в насто€щий момент задачах.

— јутсорсинг очень лаконично вписываетс€ в современную, набирающую обороты концепцию — sharing economy (экономика совместного потреблени€), где основным принципом €вл€етс€ не владение, а аренда, — говорит председатель IT-комитета “–ќ «ќѕќ–ј –ќ——»»» јртем ¬оробьев. — ¬ повседневной жизни мы берем на прокат велосипеды, автомобили, снимаем квартиры, и дл€ бизнеса примен€ютс€ те же самые правила. —егодн€ предприниматели пытаютс€ отдавать на аутсорсинг все дела, которые возможно. Ќе нужно содержать штат уборщиц, чтобы убирать офис. Ќе стоит бо€тьс€ того, что во врем€ сдачи отчетности бухгалтер неожиданно заболеет, и тогда штрафов от налоговой не избежать. Ќе стоит учить дес€ть €зыков программировани€, чтобы разработать свой сайт и систему управлени€. ƒостаточно обратитьс€ в специализирующуюс€ на каждом из запросов компанию, и задача будет решена эффективно и быстро.

Ўтатный администратор vs внешнее обслуживание: что эффективней?

√лавна€ задача любого аутсорсинга — снизить расходы компаний без потери эффективности. ѕоэтому дл€ малого бизнеса такой подход становитс€ особенно актуальным — микрокомпании, где работают до 10 человек, зачастую просто не могут себе позволить нан€ть в штат бухгалтеров, юристов, и полноценный »“-отдел.

— Ћюбой малый бизнес — от парикмахерской до интернет-магазина — это не только работа с клиентами, но и с информацией, котора€ должна быть надежно защищена, но при этом всегда доступна, — отметил ¬2¬-эксперт тюменского филиала ћ“— –оман ѕотапских. — ѕоэтому мы рекомендуем все IT-ресурсы выводить за пределы компании. ќблачные решени€ сегодн€ представлены широким спектром услуг: например, виртуальный сервер ћ“— позвол€ет хранить все ваши данные и CRM-системы в одном месте, и управл€ть ими из любой точки мира. Ќадежность дата-центров соответствует самым высоким мировым стандартам, что позвол€ет обеспечить бесперебойность и высокое качество услуг.

 ак отмечает јртем ¬оробьев, аутсорсинг также минимизирует риски, св€занные с человеческим фактором:

— Ќанима€ сотрудника дл€ исполнени€ той или иной об€занности, вы должны позаботитьс€ о налогах, оборудованном рабочем месте, а также о минимизации рисков от увольнени€ или болезни сотрудника. Ќа аутсорсинге подобный расклад — не ваша головна€ боль. ¬ы четко обозначаете задачу подр€дчику, а о том, как выполнить ваши требовани€, она должна позаботитьс€ сама.

ќ чем важно помнить при заключении договора

—егодн€ услугами аутсорсинга пользуютс€ множество предпринимателей не только “юмени, но и всего мира — это удобно и практично. » тем не менее, прежде чем заключить договор о передаче IT-обслуживани€ на аутсорсинг, стоит знать, с какими ошибками можно при этом столкнутьс€ и как их избежать.

— ѕрежде всего, должен быть заключен договор на оказание услуг, а не договор о предоставлении труда работников, поскольку в последнем случае есть нюансы регулировани€ трудовых отношений, в том числе дополнительна€ ответственность заказчика услуг перед работниками, — комментирует юрист »ль€  оршунов. — ѕри этом в договоре нужно максимально подробно описать задачи, которые сто€т перед исполнителем, сроки, ожидаемый результат, пор€док устранени€ недостатков, а также пор€док изменени€ и согласовани€ новых условий договора. ¬едь в случае, когда сотрудник в штате, мен€ть задачи и ставить новые можно без проблем, а когда подписан договор со сторонней организацией, мен€ть предмет договора (вид услуги) проблематичнее, поэтому лучше зафиксировать все нюансы документально.

Ѕезусловно, при выборе подр€дчика также необходимо учитывать его репутацию на деловой арене, уточн€ть, занималс€ ли он именно тем видом де€тельности, который нужен вам, внимательно читать договор и четко прописывать все услови€.

— –абота€ с крупной компанией, можно не задумыватьс€ о том, исчезнет ваш партнер с рынка или нет, выполнит ли он свои об€зательства, есть ли у него достаточна€ экспертиза. “акже важно предусмотреть, если ли возможность оперативно обратитьс€ в техподдержку или получить консультацию у персональных менеджеров, — говорит –оман ѕотапских.

 онечно, начать очень т€жело — всегда кажетс€, что сам можешь сделать лучше. «Ќо предпринимательство — это грамотное делегирование, так как невозможно расти, занима€сь всем одновременно, — резюмирует јртем ¬оробьев. — Ќа моей пам€ти есть несколько случаев, когда грамотный аутсорсинг помог увеличить прибыльность компании в сфере услуг более чем на 500%».