„ем старше дети станов€тс€, тем больше внимани€ им нужно. Ќо некоторые родители этого не понимают

— начала года в “юмени произошло несколько подростковых самобуйств.

¬ окт€бре в одном из сел ёргинского района нашли мертвым 16-летнего мальчика. ѕо предварительной версии, он решил уйти из жизни из-за несчастной любви. ¬ этом же мес€це с высоты 16-го этажа дома по улице Ўиротной выпала 17-летн€€ девушка. ќт полученных травм она скончалась на месте. Ќесколькими недел€ми ранее в квартире на ¬ойновке обнаружили тело 15-летней школьницы. ј в сент€бре нашли мертвым у себ€ дома ученика гимназии № 16 — взрослые в тот день были на работе, а зан€ти€ в учебном заведении отменили по случаю «ƒн€ самообразовани€» в преддверии выборов губернатора.

„то толкает мальчиков и девочек на страшный поступок, можно ли предотвратить трагедию и насколько интернет виновен в росте числа самоубийств? Ёти вопросы мы задали детскому психиатру “ать€не —мирновой.

“ать€на —мирнова много лет посв€тила спасению детей, пытавшихс€ покончить с собой

«ƒвухуровневые квартиры не оберегают от суицидов» 

— ќснова профилактики суицидального поведени€ — это, конечно, семь€. ≈сли ребЄнок чувствует, что родител€м можно довер€ть, они готовы его пон€ть, защитить, оказать помощь, то с большей долей веро€тности он не станет сводить счЄты с жизнью. ƒругое дело, что пон€тие «благополучна€ семь€» — относительное. Ёто не всегда полна€ семь€, с достатком, образованными родител€ми, которые делают всЄ, чтобы ребЄнок был сыт, одет, устроен в различные кружки.

 инематограф даЄт примеры разного благополучи€, из последних — фильм «ќбычна€ женщина». ¬ нЄм показана благополучна€ семь€ по современным меркам, но проблем там оказываетс€ очень много. —амый главный критерий благополучи€ семьи — чтобы ребЄнок чувствовал себ€ с родител€ми в безопасности, дома ему должно быть комфортно и спокойно.

Ќам, детским психиатрам, приходитс€ работать с разными семь€ми. ћного таких, которые имеют двухуровневые квартиры, дорогие машины и престижные места работы, но это не защищает их от трагедий. я была поражена, когда девочку избили одноклассницы, она несколько раз пыталась покончить с собой, а родители предпочли не вникать в еЄ проблему.

я спросила девочку: « ак отреагировала тво€ семь€, когда ты пришла избита€, в гр€зной одежде?» ќна честно сказала, что никак. ¬ечером еЄ никто не видел, мама была зан€та своими делами, отца дома не было, оказалось, что у него существует втора€ семь€, старша€ сестра пришла ещЄ позже. ”тром они встретились за завтраком. —о слов девочки, папа пил кофе и ничего не заметил, сестра спустилась и посоветовала замазать лицо тональником, а то «смотреть страшно». ћама ограничилась же репликой: «≈сли ты дальше будешь такое устраивать, теб€ из школы выгон€т». Ќа этом разговор закончилс€. ¬се устранились.

— детьми перестали разговаривать, чаще всего это указани€ или вопросы без ожидани€ ответов. я чЄтко могу сказать, если родитель видит своего ребЄнка каждый день, каждый день с ним общаетс€, смотрит ему в глаза, то он никогда не пропустит изменений в его состо€нии. — маленькими детьми мы проводим много времени, потому что они кажутс€ нам беззащитными. Ќа самом деле, дети постарше требуют не меньшего внимани€, а порой и участи€.

«Ёффективными должны быть не только менеджеры, но и родители»

— –одители должны понимать, что, кроме них, ребЄнок по большому счЄту никому не нужен. » как бы мы ни говорили о том, что в школе хороша€ учительница, в поликлинике хороший врач, вечером с ним сидит хороший дедушка и хороша€ бабушка. ¬сЄ это может быть так, но только родители несут полную ответственность за всЄ, что происходит с их ребЄнком. ћамы и папы должны понимать, что дети — это не предмет, не источник гордости и не кубышка, в которую вкладывают деньги, а личность, которой нужно создать услови€ и отправить в дальнейшее плавание.

ѕсихотерапевт “ать€на «инкевич-≈встигнеева сформулировала, кто такие эффективные родители. ¬ основу она положила мысль о том, что эффективные родители умеют любить, то есть они разрешают ребЄнку ошибатьс€, но помогают при падении и никогда не брос€т. Ёто не значит, что нужно говорить ребЄнку, что ћарь»вановна — дура, а ћарь»вановне за€вл€ть: «я за сына или дочь пасть порву». Ќет, смысл заключаетс€ в том, что родитель, прежде чем прин€ть какое-то решение, вместе с ребЄнком должен разобратьс€ в ситуации и показать разные варианты разрешени€ проблемы.

Ќесколько лет назад описывалась ситуаци€, когда группа детей покончила с собой, среди них был маленький мальчик. ѕотом вы€снилось, что когда он писал предсмертную записку, то посто€нно подходил к родител€м и спрашивал, как пишетс€ то или иное слово.

≈сть также эндогенные депрессии, когда видимых причин дл€ расстройств нет, а ребЄнок страдает. ќн плохо ест, не чувствует радости жизни, перестаЄт интересоватьс€ тем, чем раньше интересовалс€, у него нарушаетс€ сон, аппетит. Ёто должно стать предметом озадачивани€ родителей, нужно найти контакт с ребЄнком и вы€снить причину, показать его специалисту.

«–ассчитывал на спасение, но мама задержалась»

— ѕодростки — это особа€ категори€. ќни порой очень обидчивые, чувствуют себ€ взрослыми, всезнающими, а с другой стороны — от всех зависимыми. „асто дети не умеют выражать эмоции, даже переживани€ обозначаютс€ такими терминами, как «печалька», то есть молодые люди стараютс€ не раскрыватьс€ перед окружающими, бо€тс€, что за их броней увид€т беззащитность и ею воспользуютс€. ћы знаем много примеров, когда дети кончали жизнь самоубийством, потому что €вл€лись предметом травли своих собственных одноклассников. ≈сть компьютерный буллинг, и он особенно страшен тем, что не виден дл€ окружающих.

ћногие дети не умеют просчитывать своих шагов, не все понимают, что после смерти уже не воскреснешь. ¬ разговорах с реб€тами, которые пытались свести счЄты с жизнью, часто проскальзывает мысль, что учительница, мама или подруга их не ценили, не любили, не понимали, а потом они увид€т ребЄнка в гробу и поймут, как им плохо. Ќо они плохо понимают, что обратного пути уже не будет.

Ѕыл случай, когда мальчик всЄ распланировал, ждал, что мама повернЄт ключ в двери, а он в это врем€ сделает последний шаг, она его увидит, спасЄт и поймЄт, как сын ей дорог. ћама действительно повернула ключ в двери, но тут еЄ задержала соседка.  огда она зашла в квартиру, спасать ребЄнка уже было бесполезно.

«ƒрузь€ детей часто знают о тех, кто попал в «группу смерти»» 

— я не знаю, спасли ли сообщени€ об опасности «групп смерти» чью-то жизнь, но хочетс€ верить, что они заставили родителей задуматьс€. ≈сли те матери, которые вообще не входили к ребЄнку в комнату и не интересовались, чем он занимаетс€, попытались наладить контакт, то это уже хороший шаг.

ѕосле истории с «синими китами» практически во всех случа€х оказывалось, что так называемые друзь€ и подруги подростков были осведомлены о вовлечении в «группу смерти». я говорю «так называемые», потому что насто€щий друг всегда готов помочь, а тут мы узнаем, что «ой, ћаша бо€лась кому-то рассказать, € не хотела еЄ подводить, поэтому тоже никому ничего не говорила». ¬ результате ћаши нет.

 огда вин€т во всем интернет, плохих д€денек и тетЄнек, которые выкладывают там страшные истории и склон€ют детей к суициду, € к этому отношусь скептически.  аждый ищет то, что он хочет найти. ≈сли ребЄнок зан€т, у него есть цель в жизни, он не будет сидеть в этих «группах смерти». Ѕольшинство детей, когда их спрашивали про эти сообщества, сказали, что они в курсе их существовани€, но им это неинтересно, у них другие заботы и увлечени€.

«¬ токсичной среде ребЄнку очень т€жело»

— —уицид — это всегда крик о помощи, в редких случа€х форма выражени€ протеста или негодовани€. »менно поэтому причину нужно искать в среде, в которой находилс€ ребЄнок. ” нас до сих пор нет подростковой суицидальной службы, и беда в том, что причины детских суицидов не анализируютс€ дл€ общественности и других родителей. ≈сть такое пон€тие «трансплантаци€», когда родители т€желобольного ребЄнка, у которого что-то пострадало в результате травмы, принимают решение отдать его здоровый орган дл€ спасени€ другого ребЄнка. “ак и тут, нужно об€зательно рассказывать родител€м, что может стать причиной суицида. ƒл€ этого необ€зательно выносить в публичную плоскость гр€зное бельЄ отдельно вз€той семьи.

Ќедавно мне позвонили из детской поликлиники, оказалось, что там 15-летн€€ девочка на приЄме у обычного врача рассказала, что не хочет жить. ѕри этом школьница не уходила, ждала помощи. я, когда еЄ увидела, была поражена, насколько она бледна€, пр€мо прозрачна€, а выражение лица выдавало большое горе.   вечеру приехали мама и бабушка. ќни с криками, что в их семье всЄ в пор€дке, что нас всех засуд€т, пытались увезти девочку домой.   счастью, в этом возрасте согласие родителей на общение с ребЄнком уже не требуетс€. ѕозже вы€снились грустные подробности жизни девочки: она живЄт в однокомнатной квартире вместе с мамой, котора€ приводит разных поклонников.  аждый очередной товарищ считает своим долгом воспитывать девочку, делать замечани€.  онечно, в такой токсичной среде ребЄнку очень т€жело, поэтому и возникают мысли о суициде как некоем решении проблемы.

« ласс с азартом наблюдал за конфликтом ученика и учительницы, пока всЄ не закончилось смертью подростка»

—   сожалению, врачи-психиатры практически не подключаютс€ к изучению причин суицидов. ¬ системе ћ¬ƒ тоже есть свои специалисты, но у них задача вы€сн€ть, не подтолкнул ли кто этого ребЄнка к самоубийству. ¬ —анкт-ѕетербурге существовали группы скорой психотерапевтической помощи, когда врачи помогали в какой-то экстремальной ситуации.

Ѕыл жуткий случай, когда мальчик покончил с собой, оставив записку, в которой указывалось, что в его смерти виновата конкретна€ учительница.  онечно, было возбуждено уголовное дело, началась травл€ этого педагога.  огда в класс пришли психологи и психотерапевты, поговорили доверительно с детьми, то вы€снилось, что не всЄ так однозначно. ” мальчика и учительницы было противосто€ние, он методично еЄ доводил, она не выдерживала, потому что зрител€ми был весь класс, всем дет€м нравилось, все ждали, что будет завтра, как сериал. ”чительница в силу возраста и своего характера встала с учеником на одну планку и отвечала на его остроты такими же болезненными уколами. ¬ результате они доигрались. ¬опрос: почему никто не обратилс€ к специалистам раньше?

—ейчас врач-психиатр работает только с детьми, у которых были попытки самоубийства. Ќо она одна, а работа очень сложна€, в том числе в моральном плане. ѕри выписке из стационара мы даЄм визиточку, где специально избегаем указани€, что это от врача, там указан только его номер телефона, им€ и отчество. ѕарадокс заключаетс€ в том, что телефон довери€, как правило, молчит. »ногда звон€т взрослые, но в основном дл€ того, чтобы записатьс€ на приЄм. ” нас нет практики обращатьс€ за помощью.

«“естов, говор€щих, что скоро ребЄнок совершит суицид, нет»

— Ѕольшую часть времени подросток проводит в школе.   сожалению, педагоги не всегда замечают какие-то странности в поведении, конфликты или не знают, как на них реагировать. я понимаю учителей, классы большие, их задача — дать знани€, найти подход к каждому ученику, написать множество отчЄтов, поэтому в такой рутине им легче ничего не видеть, ничего не слышать и отвечать только за свой предмет. —ейчас во многих школах нет психологов, но там, где они есть, не всегда работа ведЄтс€ на должном уровне. Ќекоторые специалисты вместо того, чтобы объедин€ть школьников, помогать учител€м, родител€м ладить с ребЄнком, ограничиваютс€ тестированием и донесением сухих результатов до мам и пап.

—пециальных стопроцентных тестов, которые бы определили, что у ребЄнка есть суицидальные наклонности, нет. ≈сть тесты, которые определ€ют тревожность, высокий уровень агрессии, но нужно уметь эти тесты преподносить, правильно их интерпретировать и потом работать с этими результатами.   тому же тесты провод€тс€ не каждый мес€ц, а изменение в настроении у ребЄнка может произойти в любой момент. Ёто ещЄ раз подчеркивает, как важно родител€м общатьс€ со своими детьми. –одитель должен видеть своего ребЄнка, не слышать, что хлопнула входна€ дверь и он пришЄл, а потом услышать, что он ушЄл. “ак невозможно увидеть, есть ли син€к у ребЄнка, в каком он настроении.

« онтролировать — не значит нарушать личное пространство»

— „асто родители спрашивают, имеют ли они право вскрывать переписку ребЄнка в соцсет€х, телефоне. ќтвечу так: со стороны родителей должен быть контроль, но должно быть и доверие. ќтношени€ необходимо выстраивать так, чтобы ребЄнок сам рассказывал о вещах, которые его волнуют, и дл€ этого не нужно бы нарушать его личное пространство. Ѕывает и так, что потом родители используют открывшуюс€ им информацию против самого же ребЄнка: наказывают его, упрекают, высмеивают.  онечно, после такого ни о каком доверии речи уже быть не может.

Ќекоторые родители подход€т ко всему формально. ќдна мама говорила, что обшаривала куртку сына, не находила никаких сигарет, поэтому уверена, что он не курит. Ќо зачем же лазить по карманам, если достаточно посмотреть на ребЄнка. Ёто чувствуетс€ по запаху, видно по глазам.

¬ книге «¬ моей смерти прошу винить  лаву  .» описываетс€, что когда подросток страдает от неразделЄнной любви, мечетс€, переживает, он спрашивает у отца совета. ѕапа отвечает: «—традать, переживать, приобретать мудрость, душевную стойкость». ќчень правильный совет, но главное, чтобы р€дом оказалс€ такой умный папа или любой взрослый человек и подросток захотел с ним поделитьс€ своими переживани€ми.