Работа интервью Оказался в одном рейтинге с представителями МТС и Coca-Cola: пиарщик из Тюмени рассказал о профессии

Оказался в одном рейтинге с представителями МТС и Coca-Cola: пиарщик из Тюмени рассказал о профессии

Почему он не получил высшее образование и стоит ли учиться за границей — рассказывает Вадим Толчеев 

Вадим Толчеев занимается самообразованием и учится в зарубежных вузах дистанционно. Недавно он закончил курс бостонского университета по стратегическому маркетингу в соцсетях

Тюменец Вадим Толчеев в этом году попал в топ-100 директоров по коммуникациям России. Он занимает 93-е место и соседствует с представителями федеральных компаний, которых в рейтинге — большинство. Вадим же работает директором по информационной политике в тюменской строительной компании «Энко Групп».

Как он попал в эту профессию, почему не получил высшее образование и вам не советует, и как сейчас пробует изменить среду, в которой живет, — читайте в нашем сегодняшнем материале.

Продавец без образования

С учебой у Вадима Толчеева не складывалось. После школы он поступил на матфак на программиста, но потом бросил.

— На втором курсе я понял, что с компьютерами мне нравится общаться меньше, чем с людьми. И перевелся на дистанционное обучение, учился на психолога, — вспоминает тюменский пиарщик. — Но нашей системе образования я не подошел. Сейчас я считаю, что она себя изжила. Дистанционное обучение я тоже потом бросил. Сейчас очень мало хороших специалистов, мы получаем по две сотни резюме на вакансию, а на личное собеседование можно позвать только человек трех. У людей низкая квалификация.

Свою карьеру Толчеев начинал с должности продавца-консультанта в магазине стройматериалов. Потом устроился работать на сайт «Афиша России» (уже закрылся) — был представителем в нашем городе. Он продавал рекламу, договаривался о размещении. Отсюда в 2012 году он ушел в издание «Телесемь» на должность бренд-менеджера — занимался популяризацией узнаваемости бренда. Здесь ему пришлось заниматься новой для себя спецификой — сотрудничать с городскими властями, участвовать в мероприятиях. После года работы с медиахолдингом пришлось расстаться по странным причинам.

Вадим Толчеев считает, что современному пиарщику лучше не учиться в России — программы, как и книги, переведенные сейчас на русский, безнадежно устарели

— У нас сменился директор, он сказал, что в продажах ему нужны только женщины, потому что они лучше продают, я сказал ему: «Согласен с вами». Но мне это не помогло. Пришлось уволиться, — рассказывает Вадим Толчеев.

Но безработным он пробыл недолго — знакомые рассказали о вакансии в Тюменьгортрансе, там требовался специалист по связям с общественностью.

Жалобы довели до выгорания


В муниципальной компании пришлось не только выстраивать общение с журналистами, но и работать с жалобами пассажиров. Недовольные письма сыпались тысячами, а телефоны были постоянно заняты — люди звонили, чтобы высказать свои претензии.

— Это сейчас чиновники мониторят соцсети, а тогда все жалобы принимали со ссылкой на 53-й федеральный закон. Нужно было указать ФИО, описать, что, где, когда и во сколько произошло, указать номер автобуса, остановку. Я посмотрел на это всё и сказал, что нам, наверное, без разницы, кто пишет жалобу — Толчеев Вадим Александрович или Толчеев В., нужно чтобы транспорт нормально ходил, плохих водителей наказывали, а хороших поощряли. Было решено завести хештег в Twitter #tgt72 и группу во «ВКонтакте». Люди писали жалобы, мы их читали. Ну, и на сайте появился раздел обратной связи, — говорит Вадим.

Жалобщики помогли наладить работу городского транспорта. Один раз кто-то в соцсетях оставил отзыв, под ним начали оставлять комментарии, и один из пассажиров написал, что руководству-то хорошо, оно сидит в кабинете и ничего не знает.

— Я тогда сам ездил на автобусе. Пошел к директору, сказал, что давайте мы пару недель поездим все на автобусе, конечно, за исключением нескольких людей, которым за день по работе нужно успеть в 50 мест. И все согласились. Реально всё руководство пересадили. Всплыло сразу много проблем, и потом их разрешили. Через какое-то время меня всё достало. Я получал ежедневно тонны негатива, мне постоянно писали, потом люди начали меня узнавать на улице, но это еще ничего. Вот если тебя узнают в автобусе, то там тебе уже некуда деваться. Пассажиры говорили мне: «Разберись». Я эмоционально выгорел.

Зимовка в Таиланде

С осени 2013-го по осень 2014 года Вадим Толчеев восстанавливался в Юго-Восточной Азии. Он сдал свою «двушку» на обороне за 25 тысяч рублей, а сам снимал жилье в Таиланде за 8 тысяч рублей. Оставшихся денег хватало на жизнь.

— Сначала было очень классно, а потом стало очень скучно. Потому что ничего не происходит. Из-за того, что нет никакой смены тех же времен года, нет никакой занятости, ощущение, что ты в каком-то безвременье находишься. Просыпаешься, не знаешь, какой день, какой месяц. Потом я пожил в буддийском монастыре три недели, очень классно было, но я решил вернуться в Тюмень — больше не мог, мне хотелось уже назад, хотелось начать работать и жить дальше.

С пляжа на стройку


Вернувшись осенью 2014 года в Тюмень, Вадим сразу начал искать работу и попал специалистом по связям с общественностью в строительную компанию «Энко Групп».

— Мне нужно было работать с возражениями. Я был новичком в строительстве, поэтому начал много читать по маркетингу недвижимости и по урбанистике. Это и книги, и известные блогеры. Важно было, чтобы люди получали удовольствие от того, что живут в наших домах. Удалось найти довольно очевидные решения, которые можно реализовать без больших затрат. Например, мы начали с того, что поставили прозрачные двери на входе в дом, сделали подъезды в один уровень с землей, чтобы тем же мамочкам с колясками было удобно. Сейчас это уже очевидные вещи. Первый год я ездил на работу к 7 утра. Нужно было многому учиться и работать. Я понимал, что в других компаниях люди на таких же должностях знают намного больше, понимают больше, чем я.

Накопленные знания позволили привнести изменения в новый микрорайон. Там открыли соседский центр — такие обычно открывают в западных странах. Это место — своеобразная точка притяжения для жителей многоэтажки.

После дауншифтинга Вадим ушел с головой в строительную сферу. Ему пришлось совершенствоваться не только в пиаре, но и изучать урбанизм и то, как строятся многоэтажки

— За рубежом есть такие люди, как коммьюнити-билдеры — это человек, который организует в микрорайоне сообщества. Там, правда, людей этому учат в университетах. Его задача — выстроить диалог между жителями, управляющей компанией и городской администрацией. Например, жители хотят мангальную зону неподалеку от дома, с этим они идут к коммьюнити-билдеру, — делится Вадим Толчеев. — Вот мы сейчас пытаемся и создать что-то подобное. Важно, чтобы люди между собой общались, чтобы связи между ними были. Я десять лет прожил в 9-этажке на Обороне, но за это время даже не узнал соседей. Сейчас я живу в 17-этажке и могу соседке позвонить и попросить, чтобы она отключила в щитке свет, потому что я не помню, выключил ли утюг.

В свою работу тюменцу хочется привнести больше западных практик — использовать соцсети для выстраивания сообщества вокруг, реализовывать лучшие решения урбанистов.

— Я больше склоняюсь к тому, чтобы у компании появлялись адвокаты бренда — люди, которым нравится компания, они ее защищают, нравится продукт, который мы создаем. В этом направлении мы работаем.

Советы будущим пиарщикам:


  • не учиться в России. Все пять лет обучения в том же нефтегазе могут заменить всего две книги — это The Fixer by Michael Sitrick и Fire Your Publicist by Ed Zitron. Они на английском, на русском читать нечего, всё либо безнадежно устарело, либо не имеет никакой полезности. В Германии и Чехии, например, можно учиться либо бесплатно, либо за небольшую плату. Язык только нужно знать, но на то мы в школе его и учим;

  • найдите человека, который разбирается в этом и хотя бы напишите ему, позвоните. Скажите, что хотите развиваться в этой сфере и попросите пару советов. Он подскажет, что читать и что смотреть;

  • за год практики вы получите больше знаний, чем за пять лет в вузе.

В планы на ближайшие годы у Вадима Толчеева внесено образование. Он хочет дистанционно поучиться в Мекке пиарщиков — Джорджтаунском университете (США)

Как дальше развиваться? Вадим Толчеев рекомендует технику вычитания. Берете свое резюме и вакансию, которую хотите занять, и вычеркиваете всё одинаковое. Всё, что осталось, нужно развивать.

Про кого мы еще писали

Почитайте еще про карьеристов, о которых мы писали.

Уроженец Тюмени Денис Зуев — настоящая IT-звезда. Он сейчас живет в Штатах, где учит сотрудников Microsoft, Apple и Google.

Бутафор Полина Клюева обосновалась в Санкт-Петербурге, где создает декорации для клипов. В её портфолио много удивительных штук — она делала фейковую колбасу, превращала красавиц в белых ходоков и создавала образы для клипа с Натальей Гулькиной.

Стилист Татьяна Мамаева перебралась в столицу, теперь работает со звездами и одевает героев рекламы Samsung и Philips.

Почитайте и про школьника Данила Шушарина. В 16 лет он получил деньги на свой риелторский проект, открыл агентство недвижимости и спустя два года продал его «Этажам».

Известная insta-блогер из Ишима Софа Броян рассказала нам, как она проснулась знаменитой и с чем сталкиваются интернет-знаменитости. На её Instagram, между прочим, подписаны полтора миллиона человек!

Раз в две недели по понедельникам мы рассказываем о карьерных успехах тюменцев. Если вы или ваши друзья тоже достигли успеха в какой-нибудь отрасли, то расскажите нам и всем тюменцам об этом. Пишите на почту, звоните и отправляйте сообщения в Viber или Telegram на номер: +7 922 479-00-81 (редакция 72.ru) или +7 950 489-91-20 (Анна Яровая).
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем