–одственники пенсионерки обратились в полицию. ѕриехавшие на место дознаватели сн€ли с окна отпечатки пальцев 

«вонок, при€тный женский голос в телефонной трубке обращаетс€ по имени отчеству и предлагает в любое удобное врем€ провести бесплатную диагностику пластиковых окон. »менно так начинаютс€ истории обмана сотен тюменских пенсионеров.

ќт ручек до рулонных штор

84-летн€€ “ать€на ¬ладимирова (им€ изменено по просьбе потерпевшей. — ѕрим. ред.) попалась на удочку нав€зчивых мастеров в августе прошлого года. ѕерва€ бесплатна€ диагностика обернулась доверчивой пенсионерке ремонтом на сумму более 10 тыс€ч. ¬ следующий раз представители компании пришли под предлогом проверки качества выполненных ранее работ. ¬ итоге пенсионерке выписали еще один счет — уже на 11 тыс€ч рублей.

“ака€ визитка была прикреплена к договору, который заключили с пенсионеркой

ѕрофилактика окон оказалась бесконечной. ћастера сделали откосы и заменили подоконник, установили москитные сетки, помен€ли всю фурнитуру, а вместо одной глухой створки установили поворотную. «аботливые мастера убедили пенсионерку, что ей просто необходимо, чтобы окно на кухне открывалось настежь.

„ерез пару мес€цев после первой диагностики представители компании по ремонту окон стали по€вл€тьс€ на пороге пожилой женщины уже без предварительных звонков. —уд€ по датам, их нежданные визиты практически всегда совпадали с получением пенсии.

ћастера на все руки и дальше планировали оказывать пенсионерке услуги, в которых она не нуждалась, но в их планы вмешались родственники. ¬ один из визитов они заметили на окне бабушки новенькие рулонные шторы, стали расспрашивать, откуда они вз€лись, и попросили показать все документы. ¬ итоге вы€снилось, что с августа 2017 года по сент€брь 2018-го специалисты компании по ремонту окон приходили к пожилой женщине шесть раз. «а оказанные услуги, суть большинства из которых доверчива€ клиентка даже не смогла пон€ть, они получили в общей сложности 87 тыс€ч 600 рублей. Ёто почти половина пенсии тюменки за год.

–улонные шторы на две небольшие створки обошлись пенсионерке в 10 тыс€ч рублей. «амеры, суд€ по этому листу, были сделаны на глаз

— Ќаша семь€ никогда не задумывалась, куда бабушка тратит свою пенсию. ћы всегда сами покупаем и приносим ей всЄ необходимое. ќна платит только за свою квартиру и за телефон. ¬се остальные траты лежат на нас. Ќаша бабушка, несмотр€ на преклонный возраст, абсолютно дееспособна€ — она всЄ делает своими руками. ћы каждый день с ней созваниваемс€, и она, по сути, всегда под контролем. ћногочисленные ремонтные работы на ее окне мы заметили только после по€влени€ рулонных штор. ¬сЄ, что они делали до этого — подоконник с улицы, новые ручки, — не бросалось в глаза, — рассказала 72.ru внучка пострадавшей пенсионерки.

¬от, кстати, те самые рулонные шторы, за которые пенсионерка заплатила 10 тыс€ч

—тоимость всех оказанных услуг, по мнению родственников, была завышена в разы. ѕоэтому они собрали все договоры со счетами и написали за€вление в полицию. ѕомимо этого родные доверчивой пенсионерки обратились с просьбой проверить де€тельность « омпании по ремонту окон» (во всех договорах фигурирует »ѕ ’амматов ƒилюс јзатович, зарегистрированный в ’ћјќ. — ѕрим. ред.) в –оспотребнадзор, региональное управление —ледственного комитета и областную прокуратуру.

„то это за компани€?

‘ирмы, обозначающие себ€ в договорах как »ѕ ’амматов ƒ.ј., уже не первый год успешно работают по всей –оссии. ћногочисленные истории пострадавших, большинству из которых далеко за 70 и даже за 80, в интернете рассказывают родственники. ћногие не знают, стоит ли обращатьс€ в полицию, ведь фактически пенсионеры сами согласились на всЄ и добровольно отдали деньги. ’от€ факты нав€зывани€ услуг и завышени€ их стоимости здесь налицо.

— ѕохоже, что они просто приезжают в город, снимают небольшой офис, берут базу данных местных пенсионеров, которую, оказываетс€, без проблем можно купить, нанимают оператора, обладающего даром убеждени€, и начинают обзванивать стариков, предлага€ им бесплатную диагностику. ¬ полиции говор€т, что уже сотни таких за€влений, при этом нужно понимать, что многие не обращаютс€, — добавила родственница пострадавшей жительницы “юмени.

≈сли верить данным, указанным на визитке, тюменский офис компании находитс€ на шестом этаже этого здани€ (улица ƒзержинского,15)

ћы позвонили по телефону, который был указан в визитке, оставленной тюменской пенсионерке. ћужчина, подн€вший трубку, заверил нас, что именно он €вл€етс€ руководителем компании, и согласилс€ ответить на вопросы про обман пенсионеров. ѕравда, с кем именно нам удалось поговорить, непон€тно. Ќазывать свое им€ собеседник отказалс€.

— „то подразумевает под собой обман? Ёто когда человек приходит забирает деньги и ничего не делает — вот это обман. “о, что мы ходим только к 80-летним, неправда. Ќашими клиентами €вл€ютс€ люди от 26 до 80 лет. ј то, что некоторые клиенты потом жалуютс€ в –оспотребнадзор, € считаю нормальным €влением в нынешней экономической ситуации. ∆алобы как были, так и будут, это издержки работы. ≈сть клиенты довольные, а есть клиенты, которые всю жизнь недовольны, как бы хорошо им всЄ ни делали. ѕросто есть такой тип людей. »м всегда что-то не нравитс€, — по€снил представитель компании по ремонту окон.

Ѕуквально мес€ц назад мы рассказывали вам про другую тюменскую пенсионерку, пострадавшую от нав€зчивых действий сотрудников этой компании. 67-летн€€ жительница ярково Ќина —еменова отдала за «бесплатную» диагностику 30 тыс€ч рублей. ≈е родственники направили жалобу в –оспотребнадзор, и после этого оконных дел мастера согласились вернуть деньги. „ем закончитс€ истори€ 84-летней “ать€ны ¬ладимировой, пока не известно. «а€вление от имени пострадавшей пенсионерки ее родственники направили в городской отдел полиции № 7 в сент€бре. ¬ правоохранительных органах тюменцам по€снили, что проверку поручили участковому.

— каждым новым визитом мастеров в квартиру “ать€ны ¬ладимировой перечень работ рос. «аметно увеличивалась и их стоимость

 уда обращатьс€ за помощью?

¬оздействовать на таких недобросовестных предпринимателей, говор€т в –оспотребнадзоре, удаетс€ только с помощью суда. ќбычно они соглашаютс€ возвращать деньги еще до рассмотрени€ искового за€влени€. ћожно попробовать обратитьс€ и в полицию, но здесь нужно понимать, что дл€ возбуждени€ уголовного дела необходимо доказать факт обмана.

— ¬ данных случа€х услуга всЄ-таки оказываетс€ и €вного обмана нет. ¬ качестве примера можно вспомнить историю с фильтрами, где нав€зчивые продавцы демонстрировали потенциальным клиентам, как вода мен€ет цвет; вот это был €вный обман, и его можно было расценить как мошеннические действи€. ¬ случае с окнами всЄ не так однозначно. «десь идет нав€зывание и завышение цен, а это уже больше компетенци€ специалистов –оспотребнадзора, — по€снила 72.ru —ветлана Ќовик, руководитель пресс-службы областной полиции.

ѕолучаетс€, что нав€зчивый, но всЄ-таки относительно честный бизнес и завуалированное мошенничество раздел€ет очень тонка€ грань. —ами мастера компании по ремонту окон не считают себ€ виноватыми. Ќаказани€ за злоупотребление доверием пожилых людей в уголовном кодексе, к сожалению, нет. Ёто, скорее, вопрос к совести, котора€, как показывает практика, есть далеко не у всех предприимчивых граждан.

ѕосле выхода публикации с 72.ru св€залс€ ƒмитрий — тюменец два дн€ простажировалс€ в подобной фирме по ремонту окон и подробно рассказал, какими фразами оконщики выт€гивают деньги из пенсионеров.